«Возраст Конкретных операций (7-11 лет)»
Ребенок может мыслить логически об объектах и событиях.
Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет).
Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине.
В частности, по мнению Ж. Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится.
В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» — Ж. Пиаже называл их схемами — о том, как устроены физический и социальный миры.
Стадии операций.
Между 7 и 10 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. У Ж. Пиаже этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.
Конфликт этого возраста: Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
Благоприятное разрешение конфликта этот возраста - уверенность.