Формула счастья
Спроси любого родителя, что он считает самым главным в воспитании своего ребенка? О чем мы, родители, мечтаем для своих детей? Правильно, - о счастье. «Что б он был счастлив» - самый распространенный ответ. А что такое – счастливый ребенок? Это состояние сиюминутное или растянутое во времени? Есть множество ответов на этот вопрос. Вот один из них.
Назовем это так: «психологами разработана модель» формулы счастья.
Она состоит из: «интеллектуальной успешности», «эмоциональной успешности», и «ощущения своей значимости»
Интеллектуальная успешность - если этот сосуд наполнен до краев, ребенок уверен, что у него все получится, он умен, он не боится начинать новые дела и приступать к решению неизвестных задач. «Я все могу», - пульсирует в голове! В этой вере его поддерживают родители, их умение вовремя заметить успех ребенка и похвалить его, поблагодарить. «Ты сегодня замечательно помыл посуду!» или «аккуратно написал упражнение по русскому». Если ваш ребенок регулярно приносит двойки, подойдите к этой ситуации с юмором, похвалите его: «На этой неделе у тебя всего пять двоек, а вот на прошлой было семь».
Но, чаще получается так: пока у ребенка все идет по накатанной дороге, мы не обращаем внимания на него, но стоит ему совершить ошибку - мы тут же начинаем пристально наблюдать за его действиями, контролировать, указывать, делать замечания. И если мы регулярно не замечаем успехов ребенка, у него формируется, так называемый «страх неудачи». Страх начать что-то новое. В результате он вообще отказывается что-либо делать. Знакомая нам всем «лень». «Лучше я ничего не буду делать, чем буду неуспешен».
Эмоциональная успешность в жизни ребенка проявляется в его уверенности в своей привлекательности, в том, что с ним хотят дружить, и он может дружить со всеми. Он уверен в себе, он спокойно вступает в контакты. Эта уверенность формируется из отношения родителей к нему. Из того, как часто родители говорят своему ребенку о любви, обнимают его, отмечают особенности внешности, наряд. НЕ критикуют или не замечают, а именно подчеркивают прическу, улыбку, симпатичный браслет или заколку. Что бы не придумывали дети, самыми важными людьми для них остаемся мы, - родители. Наш взгляд - любящий, принимающий или оценивающий и контролирующий - рождает в ребенке чувство уверенности или неуверенности в себе. Если в силу нашей занятости или педагогической неопытности мы оставляем его без внимания , создается дефицит эмоциональной наполненности.
Тогда появляется неуверенность в том, что «я могу быть любим», что со «мной можно дружить». И далее - желание привлечь внимание другими способами. Ронять чашки, падать и травмироваться, проливать чай на готовый реферат, посадить пятно на только что отутюженный костюм. Много способов – увы, нам знакомые… От которых мы в недоумении разводим руками: «Ну, что за неловкость?!»
И последняя составляющая - «чувство собственной значимости». Значимость - это возможность ребенка проявлять свою власть свободно, в тот момент, когда ему это необходимо.
Формируется это чувство из того, сколько своих минут, получасов мы уделяем ребенку в течение дня. Очень важно обращать внимание просто так. Выслушать его рассказ, расспросить об игре, поговорить с ним, как с другом. Чтобы не отвлекали телефон, телевизор или компьютер. Доказано, что достаточно получаса в день, чтобы ребенок ощущал свою значимость.
Недостаток безраздельного внимания рождает «кривые проявления власти». Например:
- «всегда опаздывать» - это способ, чтобы тебя ждали.
- «нарушать правила» - проверка «а что вы мне сделаете!?»
- «беспорядок» - обозначение «своей территории» (хоть в портфеле, но все будет по-моему!)
- «медлительность» - задержка реакции на просьбу, в ответ «а?»… Приходится несколько раз повторять.
Это всего несколько примеров «кривых» способов проявления власти для того, чтобы почувствовать свою значимость. Ведь никуда не денешься, ощущать свою значимость - это природное качество человека. Если я его не получаю «прямо» - я его буду получать другим способом.
Подводя короткий итог всему вышесказанному можно перечислить: замечайте успехи своего ребенка, хвалите его, говорите ему «Я в тебя верю!», обнимайте чаще и уделяйте полчаса в день для личного разговора. И тогда… формула сложится, а значит, решение задачки «как сделать ребенка счастливым» окажется верным.
Татьяна Кумаитова