Словесная ролевая игра.
Меня иногда спрашивают: «Ты все еще занимаешься своими детскими играми»? Намекают на то, чем я заниматься люблю - создание игр и программ развивающего отдыха. Но, господа, извольте обратить внимание - это ведь совсем не детские шалости!
Для начала, что такое игры, которые создает Компунет? Одна из разновидностей, а конкретно программа «Модуль» - "словесные ролевые игры" - это всегда увлекательный сюжет, даже больше - головокружительный полет над ожившей историей, сказка, фэнтези, участником которой является каждый игрок. Давайте вспомним детство! Вам ведь читали книжки? Родители, а может быть дедушка или бабушка? Книга - лучший помощник родителей по части воспитания растущего человечка. Правда было здорово представлять как главный герой действует, что его окружает, фантазировать уже после того как книга отложена. Зачастую это случается, когда мы сами читаем книгу. Теперь представьте, что у вас появилась возможность стать участником этой книги и чуть ли не главным героем. Как это возможно - ведь историю не перепишешь? А вот здесь открываются двери "мастерской", в которой куется волшебство. Для того чтобы сделать одну игру продолжительностью от 2 до 4 часов, требуется несколько дней подготовки. Мы не только придумываем обстоятельства, в которых окажутся участники, но и персонажей, с которыми они встретятся. Мы продумываем множество вариантов их действий, предоставляем массу заданий и всегда оставляем возможность импровизировать. Импровизация возможна, только если мир живой, то есть все законы прописаны и действуют. Каждый персонаж (не игрок) знает, как бы он поступил, или как бы отреагировал на ту или иную ситуацию – это, безусловно, делает игровой мир живым. И именно это, подобно книге, влюбляет в главных героев и побуждает "дочитать" до конца.
Каждый раз, когда я приступаю к созданию нового игрового мира, я ставлю перед собой вопрос - а какова мораль сей басни. Пусть для каждого участника игра остается просто интересной, но на самом деле мы всегда погружаем игроков в ситуацию выбора, в ситуацию принятия решений, когда нужно четко и грамотно сформулировать свои мысли, свои желания. Ребятам приходится решать непростые головоломки, находить ответы на вопросы, с которыми они могут встретиться в реальной жизни. Главное отличие игры от реальности в том, что, преодолев сложности, или не сумев их преодолеть, каждый сможет сегодня получить тот самый, необходимый опыт, который пригодится для решения подобных задач в повседневной жизни. Умение строить правильные отношения, выделять главную цель, строить планы, умение правильно сформулировать мысль – эти навыки и умения введены в образовательный стандарт с 2009 года как метапредметные компетенции. Именно эти навыки мы даем каждый раз, когда ребенок попадает в игровую ситуацию. Компунет соединил педагогические наработки с технологиями игропрактики, а в результате появился новая уникальная технология, которую использует для развития подрастающего поколения.
Обязательно каждая сессия завершается реконструкцией, где ребята обсуждают, что у них получилось, что нет, почему и так далее. Таким образом, мы не только даем новые знания, а еще и преобразуем уже приобретенные в опыт.
Постоянно сталкиваюсь в своей практике с тем, что участники, увлеченные игрой, проявляют большой интерес к истории, литературе, биологии, химии и физике, а так же к иностранным языкам. Делают они это для того, чтобы подготовится к очередной модуляции (между собой, мы, мастера игры, называем их сессиями). В этом и заключается мой личный интерес - видели бы вы горящие глаза увлеченного ребенка, который подготовился к очередной модуляции и с легкостью решает все поставленные задачи ловко и играючи, и важно! - сам при этом испытывает огромное удовольствие. В этот самый момент он просто играет в словесную ролевую игру, но если бы вы сами видели и слышали о чем идут разговоры, то наверняка поразились бы уровню знаний.
Очень важно в современном мире успевать за новыми веяниями, быть, как говорится, в тренде - новое поколение, развлекается не так, как мы в годы нашего детства - все поголовно играют в компьютерные игры. Быть в тренде не изменяя своим принципам, - значит создавать игры не просто интересные, а еще и полезные для человека.
Генри Форд говорил - "Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор " - а так как делаем мы, - не делает никто, вот поэтому я выбрал для себя это занятие, в этой компании, вот поэтому я пишу об этом и хочу рассказать всем!
Александр Ушаков, игротехник, координатор проектов