Образовательное путешествие с центром «Компунет»
«Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся. Это эффективный способ познания мира культуры и уникальный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности. Идеальным объектом для образовательного путешествия является Город как социоккультурный феномен, являющийся частью культуры и одним из самых ярких способов ее воплощения . Он обладает разновременностью и позволяет проследить развитие многих культурных процессов во времени, погрузиться в историю, природу, науку и культуру, мир людей и идей, его составляющих.»
Лебедева Ирина Александровна,
учитель биологии ГБОУ гимназии №155
Санкт-Петербурга
Что такое «образовательное путешествие» с центром «Компунет»? Самое главное отличие это соблюдение наших основных принципов подготовки и организации программы развивающего детского отдыха.
- Принцип безопасности.
Реализация принципа включает в себя –поездку организаторов на место путешествия. Выбор места проживания, транспортные перемещения, питание и питьевой режим во время путешествия. Будь это в поезде или в автобусе, или в метро по городу.
Перед тем, как группа отправится в «путешествие» организаторы – координатор и игротехних обязательно посещают город, гостиницу и места экскурсионные , чтобы разработать конкретную игру для определенного места с учетом культурных и исторических ценностей, с учетом интересов и возраста группы участников.
Место пребывания группы (гостиница, отель) мы выбираем с учетом наших особенностей. По-возможности наша группа не должна мешать другим гостям гостиницы, и у нас должно быть место, где группа может собраться вечером для обсуждения заданий, для того чтобы сделать очередной ход игры, получить направление маршрута на очередной день.
Обязательно обращаем внимание на транспортную схему: учитываем, сколько в день участники пройдут пешком, сколько необходимо проехать на городском транспорте.
Учитываем перерывы в принятии пищи - завтраки обеды. Если понимаем, что организованное питание предполагает большой перерыв из-за автобусного перемещения (в автобусе по ТБ запрещено принимать еду и пить ) –мы заранее закупаем продукты, легкий перекус и питье. Мы считаем, что голодный ребенок вряд ли будет радостно поглощать сведения об очередном памятнике культуры и играть даже в самую захватывающую игру. ТО же касается и вечернего «перекуса». Ужин в стандартной экскурсионной программе заканчивается в 19:30, а спать дети укладываются не раньше 23:00, в нашем проекте предусмотрен поздний легкий ужин.
К вопросу безопасности так же относится обеспечение группы «опознавательными» платками или шарфиками, бейджами с указанием телефона руководителя группы и адреса гостиницы. У руководителя группы есть оснащенная аптечка с медикаментами и в составе команды проекта «образовательное путешествие» обязательно есть специалист с сертификатом Курс ПП. Перед поездкой родители заполняют анкету, в которой указывают особенности здоровья ребенка и обязательна медицинская справка, осмотр врача перед поездкой.
2 принцип - это безоценочность.
В организации наших программ, а значит и в организации наших путешествий –это безоценочность. Во время поездки в отношениях между участниками и командой инструкторов складываются дружеские отношения, основанные на создании и соблюдении договоренностей. Когда малые группы работают над своими заданиями - между ними нет соревнования. Есть необходимость совместно решать общую задачу. Игровую и образовательную задачу.
3 принцип -командность
В наших поездках она тоже соблюдается и в этом преимущество наших путешествий. Класс не только познакомиться с культурным наследием нашей страны, нашего народа, но и за время поездки может решить множество коммуникативных задач, объединиться, получить опыт командной, проектно работы. Опыт взаимодействия и взаимоподдержки. В этом им помогают опытные инструкторы нашего центра.
4.Принцип педагогики поддержки
Как он реализуется в наших поездках? Любая поездка –это просто часть жизни для наших участников. Для детей в возрасте 13-14 лет-это может быть время нового опыта, открытий, как о себе, так и о своих сверстниках. Это опыт взаимодействия с противоположным полом, опыт взаимодействия со старшими друзьями (команда инструкторов) Это может быть время каких-то преодолений, каких то раздумий.. Мы считаем, что важно, когда рядом находится взрослый способный во время задать вопрос, или выслушать подростка. Поддержка его направления, осмысление его выбора, его решений –это тоже входит в понятие «педагогика поддержки». «Что сейчас происходит? Зачем ты решил поступить (сказать) так-то и так? Что сейчас для тебя главное? А что на самом деле ты хочешь сейчас сделать?» и т.д. это вопросы взрослого в диалоге с подростком.
5.Принцип игры
Этот принцип является ключевым в нашем сравнительном описании. Образовательное путешествие построено в форме игры, квеста. И внутри игры есть мини игры направленные на обобщение собранных детьми фактов, на объединение усилий всех команд, которые работали в течении дня на маршруте. Так же мини-игры направлены на решение коммуникативных задач, целеполагания, и умения осмысливать свои решения. Игра решает целый комплект метапредметных задач. Участники в форме игры непринужденно и легко овладевают необходимыми компетенциями (целеполагание, умение рефликсировать, умение четко формулировать свою задачу и вычленять результат, умение выражать свои мысли перед группой)
Игра разрабатывается каждый раз под каждую конкретную поездку, под каждую группу, с учетом возраста участников и их образования.
Принцип «развивающее пространство» реализуется в рамках посещаемого города- город «социокультурный феномен» - сам по себе является развивающим пространством, и в программу экскурсий мы подбираем музеи, здания архитектура которых соответствует заявленным целям поездки, пересекается со школьной программой (история, география, МХК и т.д.)
6.Принцип «свободы выбора»
Как возможно его реализовать в рамках спланированного «образовательного» путешествия? Во время подготовки участников к «образовательному путешествию»- они имеют возможность выбрать объекты», которые планируют посетить и сделать заявку. На месте, уже по приезду в город, во время спланированного свободного времени участникам дается «пул» экскурсий (пять-шесть)-из которых они выбирают каждый свою. После этого формируются малые группы и команды отправляются на выбранную ими экскурсию. Такой метод позволяет участникам с большим интересом вникать в детали экскурсии, так как они ее выбрали по своему интересу. Так же есть возможность на месте предложить свою «экскурсию». Например, во время плановой автобусной поездки по достопримечательностям участники увидели объект, который их заинтересовал –можно отдельно сформировать группу и отправиться на исследование этого объекта. В составе команды организаторов на группу участников 20-25 человек выезжает пять взрослых. Если поездка организована в Санкт-Петербург - на месте нашу группу встречают подготовленные инструкторы нашего центра, проживающие в Санкт-Петербурге.
Итак, наше образовательное путешествие решает следующие задачи:
- способствует самоопределению учащихся;
- развивает ответственность и самостоятельность участников;
- способствует развитию навыков ориентации в пространстве и получении опыта освоения нового незнакомого пространства за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий;
- формирует субъективное отношение к себе, другой культуре, окружающей действительности за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей;
- способствует развитию навыков коммуникативного общения в группе;
- развивает навык получения, обработки и анализа информации, полученной из разных источников;
- расширяет границы культурного самосознания (за счет интерактивного формата ряда путешествий).»
Из статьи Лебедевой И. А., учитель биологии ГБОУ гимназии №155 Санкт-Петербурга http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/5770-2014-08-08-10-43-24.html
Вместе с командой центра «Компунет» эти задачи в игровой форме решаются более эффективно и с ощутимым результатом. К результату относятся –сохраненное здоровье участников, их отношения между собой и конечно образовательный компонент -приобретенные новее знания в области культуры и истории нашей страны.