Канцлеры и волшебники
Туроператор детского отдыха "Компунет"
 

Канцлеры и волшебники

"Ствол не доходит до всех ветвей, но, оставаясь на своем месте, сообщает сок главным, примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток дерева».  

                                                                                  Я.А. Коменский, «Великая  дидактика»

Одним из первых наших проектов (осень 2003 года) была игра в волшебников «Чародеи Предгорья». Цель игры для младшего школьного возраста – расширение кругозора, погружение в зону ближайшего развития. «Базовая задача в этом возрасте – отметила кандидат психологических  наук кафедры общей психологии  УрГПУ Татьяна Валиева на семинаре «Возрастные особенности» - формирование чувства компетентности. 
 Ребенок пробует себя в разных сферах и определят границы своих возможностей. Познание осуществляется опытным путем – через постановку эксперимента – попробовать. Ребенок может определить свою компетентность в определенной сфере только через собственный экспериментальный опыт».  

На  этот проект собралась удивительная  команда: директор финансовой компании Ольга Прудникова, журналист и известный бард Вадим Стройкин,   дизайнер, художник и бухгалтер по совместительству Лиля Савецкая, химик-технолог Гена Меньшиков,  две девушки старшеклассницы из художественной школы, Верховный Маг Леон - Владимир Леонтьевич Деянов – инженер- конструктор, проектировщик, изобретатель и, к своим 60 годам, практик биоэнерготерапевт. И я – координатор проекта волшебница Телла – Таня Кумаитова, педагог дополнительного образования, руководитель клуба авторской песни для подростков.

Команда первых Чародеев

Мы разговаривали с детьми про Доспехи мага – про взаимодействие с Природой. «Доспехи» у нас были – здоровье, дружба (отношения), творчество,  знания. Прямо мы об этом не говорили. Мы «учились» в школе «волшебников». Посещали уроки «метаморфоз», «зельеварения», «перемещения», «что-то из ничего», мы мастерили посохи дождя и слушали его шум. Мы соединяли разные материалы (с дизайнерской точки зрения) учились совмещать, придумывать свои картинки жилых комнат. Мы изобретали запахи, смешивали ароматные масла и жидкости, мы наблюдали за движением облаков, мы изготавливали «огненные шары» и «настоящее» золото в стакане…

Это была добрая веселая школа волшебников, где взрослые и дети в одном пространстве узнавали мир, его устройство… А попутно – учились преодолевать страхи, защищать младшего, «меняя себя, меняешь мир» -записано в кодексе Чародея. И еще «если радостно в душе – мир вокруг добрее» - это из гимна «чародеев». «Школа волшебников» была создана для того, чтобы через игру, через познавательные совместные занятия говорить с детьми о добром, вечном, справедливом. О том, что не всегда Зло противостоит Добру, что не бывает Дня без Ночи, и порой в одном проступке ты можешь разглядеть чьи-то положительные  намерения.  Вопрос – как это разглядеть и принять?

Первый наш проект состоялся  почти 10 лет назад, сегодня мало кого удивишь очередной «школой волшебников»  или каким-то сверхновым приключением –но идея осталась, идея живет. Интересно собрать в одном месте взрослых и детей, вместе что-то узнавать, знакомиться с окружающим миром. Особенно важным оказалось то, что рядом с ребенком есть опытный взрослый,  который  может разглядеть, почувствовать направление ребенка, вдохновить его, поддержать, подарить чувство веры в него. И все это - в пространстве дружбы и взаимоуважения. 

Дети-волшебники начали подрастать, у них стали меняться интересы и  устремления. Вместе с ними росли и менялись мы. Появились новые программы, проекты, присоединились люди, готовые развиваться сами и развивать детей. Музыкальное развитие,  естественно - научное, техническое,  правовое – возможна любая тема. Вопрос только в том, какое пространство хотим создать?

Идея проекта рождается внезапно. Вдруг понимаешь, что хочешь рассказать именно об этом или не рассказать, а узнать,  поговорить на тему ту или иную. Например, о том, как устроено Время. Куда оно бежит? Откуда берет начало? Почему оно  медленно течет или мгновенно пролетает?

Вместе с идеей рождается история, затем набор занятий, которые  складываются в программу, способствующую ее реализации. Рождается название проекта,   например «Ключи мира» - сразу  возникает вопрос – что или кто может являться ключом Мира? Какого Мира?  Мир, который окружает нас или Мир, который внутри меня? Или мир в отношениях, мир между людьми. Название предопределяет серию программ, тематических смен, мы как в многосерийном кино наблюдаем за развитием событий и ищем ответы на общечеловеческие вопросы. Или например проект с названием «Канцлер» -гео-стратегическая игра – так мы его назвали.

Название рождает образы из истории, понятно, что в этом игровом пространстве рассматривается тема управления, договора, дипломатии, влияния на процессы общения и экономики. По названию привлекаются участники с похожими интересами, и объединенные общей целью.

После того, как появилась идея, я ищу единомышленников. Ищу тех, с кем можно пойти по дороге познаний. Кто эти люди?  Это люди,  которым точно интересна тема развития,  исследование неизвестного. Это люди, которые владеют набором знаний, талантов, интересов, увлечений, опыта в определенной области.

Если проект связан с жизнью в лесу, значит это люди, которые любят природу, умеют с ней обращаться, уважают ее законы, владеют необходимыми навыками  разжигания костра, строительства  укрытий от дождя, разбираются в травах, рыбной ловле и т.д.

Для реализации проекта «Канцлер», посвященного изучению экономических законов, мы  находим опытных юристов, людей из сферы финансов,  бизнеса, разрабатываем стратегическую игру.

Если проект связан с вопросами истории – собираются люди увлеченные историей, философией, психологией, изучением человеческих отношений.

Таким образом, в команду любого проекта подбираются люди, готовые ставить эксперименты, наблюдать, играть, изучать, радоваться открытию. И главное все они, эти люди, умеют и желают дружить с детьми, идти рядом с ними по дороге открытий. При этом координатор проекта обращает внимание на многофункциональность человека,  умение одновременно  провести разные занятия.

Первое собрание команды, за месяц до начала проекта, очень важный момент. Как я люблю  говорить  «Мы вдыхаем  Жизнь в проект». Координатор делится идеей, увлекает направлением и теперь ближайшие полтора месяца мысли о проекте крутятся уже у пяти-шести человек. Каждый нанизывает в проект свои находки, предлагает свои «конструкции». Через месяц, когда мы выезжаем на проект, встречаемся с детьми, закручиваем сюжет, создаем определенную динамику, раскрываются планеты - дети, создается новая Вселенная. И вот финал – открытые лица, счастливые глаза, благодарные сердца. «Паша, что такое для тебя «Ключи Мира»?» - спросили 7-летнего  участника. «Это про то, что каждый может в себе что-то открыть», - ответил наш маленький  мудрец.

Уезжаем в каникулы за город в уединенное место, коттедж, где есть только мы. А если рядом есть еще конный центр, то получается совмещать познавательные занятия и активные, полезные для здоровья. К нам присоединяется доктор, повар.  Группа 20 детей, с ними шесть взрослых – в итоге всегда получается создать очень теплую домашнюю обстановку и дети раскрываются. Есть возможность каждому взрослому поговорить с каждым ребенком в течение недели. Вспоминается фильм «Пацаны», там один из главных героев сказал: «У каждого пацана в жизни должен быть взрослый, которому он может сказать ТЫ». Наши дети могут  сказать нам ТЫ, потому что мы дружим с ними, уважаем их индивидуальность, верим в их силы, ценим их открытые, радостные сердца.

Возвращаюсь с очередного проекта домой, в голове размеренно текут мысли: «Ты живешь своей жизнью, учишься, наблюдаешь, замечаешь параллели в жизни. Вся Вселенная разговаривает с тобой на языке знаний. Ты - ученик и ты - Учитель. Развиваешься ты – и развиваются рядом с тобой твои ученики, просто люди, которые в этот момент находятся рядом с тобой. Есть выражение: «Нельзя научить – можно научиться».  Это про то, что если ты увлечен искренне чем-то, веришь в свое дело, то рядом с тобой появляются единомышленники, партнеры, сотоварищи.

 Автор Татьяна Кумаитова, 17.05.2012.

Статьи