"Ствол не доходит до всех ветвей, но, оставаясь на своем месте, сообщает сок главным, примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток дерева».
Я.А. Коменский, «Великая дидактика»
Одним из первых наших проектов (осень 2003 года) была игра в волшебников «Чародеи Предгорья». Цель игры для младшего школьного возраста – расширение кругозора, погружение в зону ближайшего развития. «Базовая задача в этом возрасте – отметила кандидат психологических наук кафедры общей психологии УрГПУ Татьяна Валиева на семинаре «Возрастные особенности» - формирование чувства компетентности.
На этот проект собралась удивительная команда: директор финансовой компании Ольга Прудникова, журналист и известный бард Вадим Стройкин, дизайнер, художник и бухгалтер по совместительству Лиля Савецкая, химик-технолог Гена Меньшиков, две девушки старшеклассницы из художественной школы, Верховный Маг Леон - Владимир Леонтьевич Деянов – инженер- конструктор, проектировщик, изобретатель и, к своим 60 годам, практик биоэнерготерапевт. И я – координатор проекта волшебница Телла – Таня Кумаитова, педагог дополнительного образования, руководитель клуба авторской песни для подростков.
Мы разговаривали с детьми про Доспехи мага – про взаимодействие с Природой. «Доспехи» у нас были – здоровье, дружба (отношения), творчество, знания. Прямо мы об этом не говорили. Мы «учились» в школе «волшебников». Посещали уроки «метаморфоз», «зельеварения», «перемещения», «что-то из ничего», мы мастерили посохи дождя и слушали его шум. Мы соединяли разные материалы (с дизайнерской точки зрения) учились совмещать, придумывать свои картинки жилых комнат. Мы изобретали запахи, смешивали ароматные масла и жидкости, мы наблюдали за движением облаков, мы изготавливали «огненные шары» и «настоящее» золото в стакане…
Это была добрая веселая школа волшебников, где взрослые и дети в одном пространстве узнавали мир, его устройство… А попутно – учились преодолевать страхи, защищать младшего, «меняя себя, меняешь мир» -записано в кодексе Чародея. И еще «если радостно в душе – мир вокруг добрее» - это из гимна «чародеев». «Школа волшебников» была создана для того, чтобы через игру, через познавательные совместные занятия говорить с детьми о добром, вечном, справедливом. О том, что не всегда Зло противостоит Добру, что не бывает Дня без Ночи, и порой в одном проступке ты можешь разглядеть чьи-то положительные намерения. Вопрос – как это разглядеть и принять?
Первый наш проект состоялся почти 10 лет назад, сегодня мало кого удивишь очередной «школой волшебников» или каким-то сверхновым приключением –но идея осталась, идея живет. Интересно собрать в одном месте взрослых и детей, вместе что-то узнавать, знакомиться с окружающим миром. Особенно важным оказалось то, что рядом с ребенком есть опытный взрослый, который может разглядеть, почувствовать направление ребенка, вдохновить его, поддержать, подарить чувство веры в него. И все это - в пространстве дружбы и взаимоуважения.
Дети-волшебники начали подрастать, у них стали меняться интересы и устремления. Вместе с ними росли и менялись мы. Появились новые программы, проекты, присоединились люди, готовые развиваться сами и развивать детей. Музыкальное развитие, естественно - научное, техническое, правовое – возможна любая тема. Вопрос только в том, какое пространство хотим создать?
Идея проекта рождается внезапно. Вдруг понимаешь, что хочешь рассказать именно об этом или не рассказать, а узнать, поговорить на тему ту или иную. Например, о том, как устроено Время. Куда оно бежит? Откуда берет начало? Почему оно медленно течет или мгновенно пролетает?
Вместе с идеей рождается история, затем набор занятий, которые складываются в программу, способствующую ее реализации. Рождается название проекта, например «Ключи мира» - сразу возникает вопрос – что или кто может являться ключом Мира? Какого Мира? Мир, который окружает нас или Мир, который внутри меня? Или мир в отношениях, мир между людьми. Название предопределяет серию программ, тематических смен, мы как в многосерийном кино наблюдаем за развитием событий и ищем ответы на общечеловеческие вопросы. Или например проект с названием «Канцлер» -гео-стратегическая игра – так мы его назвали.
Название рождает образы из истории, понятно, что в этом игровом пространстве рассматривается тема управления, договора, дипломатии, влияния на процессы общения и экономики. По названию привлекаются участники с похожими интересами, и объединенные общей целью.
После того, как появилась идея, я ищу единомышленников. Ищу тех, с кем можно пойти по дороге познаний. Кто эти люди? Это люди, которым точно интересна тема развития, исследование неизвестного. Это люди, которые владеют набором знаний, талантов, интересов, увлечений, опыта в определенной области.
Если проект связан с жизнью в лесу, значит это люди, которые любят природу, умеют с ней обращаться, уважают ее законы, владеют необходимыми навыками разжигания костра, строительства укрытий от дождя, разбираются в травах, рыбной ловле и т.д.
Для реализации проекта «Канцлер», посвященного изучению экономических законов, мы находим опытных юристов, людей из сферы финансов, бизнеса, разрабатываем стратегическую игру.
Если проект связан с вопросами истории – собираются люди увлеченные историей, философией, психологией, изучением человеческих отношений.
Таким образом, в команду любого проекта подбираются люди, готовые ставить эксперименты, наблюдать, играть, изучать, радоваться открытию. И главное все они, эти люди, умеют и желают дружить с детьми, идти рядом с ними по дороге открытий. При этом координатор проекта обращает внимание на многофункциональность человека, умение одновременно провести разные занятия.
Первое собрание команды, за месяц до начала проекта, очень важный момент. Как я люблю говорить «Мы вдыхаем Жизнь в проект». Координатор делится идеей, увлекает направлением и теперь ближайшие полтора месяца мысли о проекте крутятся уже у пяти-шести человек. Каждый нанизывает в проект свои находки, предлагает свои «конструкции». Через месяц, когда мы выезжаем на проект, встречаемся с детьми, закручиваем сюжет, создаем определенную динамику, раскрываются планеты - дети, создается новая Вселенная. И вот финал – открытые лица, счастливые глаза, благодарные сердца. «Паша, что такое для тебя «Ключи Мира»?» - спросили 7-летнего участника. «Это про то, что каждый может в себе что-то открыть», - ответил наш маленький мудрец.
Уезжаем в каникулы за город в уединенное место, коттедж, где есть только мы. А если рядом есть еще конный центр, то получается совмещать познавательные занятия и активные, полезные для здоровья. К нам присоединяется доктор, повар. Группа 20 детей, с ними шесть взрослых – в итоге всегда получается создать очень теплую домашнюю обстановку и дети раскрываются. Есть возможность каждому взрослому поговорить с каждым ребенком в течение недели. Вспоминается фильм «Пацаны», там один из главных героев сказал: «У каждого пацана в жизни должен быть взрослый, которому он может сказать ТЫ». Наши дети могут сказать нам ТЫ, потому что мы дружим с ними, уважаем их индивидуальность, верим в их силы, ценим их открытые, радостные сердца.
Возвращаюсь с очередного проекта домой, в голове размеренно текут мысли: «Ты живешь своей жизнью, учишься, наблюдаешь, замечаешь параллели в жизни. Вся Вселенная разговаривает с тобой на языке знаний. Ты - ученик и ты - Учитель. Развиваешься ты – и развиваются рядом с тобой твои ученики, просто люди, которые в этот момент находятся рядом с тобой. Есть выражение: «Нельзя научить – можно научиться». Это про то, что если ты увлечен искренне чем-то, веришь в свое дело, то рядом с тобой появляются единомышленники, партнеры, сотоварищи.
Автор Татьяна Кумаитова, 17.05.2012.