1. Безопасность участника на проекте - это главное, и понимание этого принципа, в первую очередь, появилось в результате собственного опыта родительства, затем из обобщения опыта работы инструкторов на десятках проектов. Безопасность - это первое, на что родители обращают внимание, без обеспечения чего не произойдет игры, формирования команды, свободы выбора и всего-всего, что мы планируем на программе.
К факторам, обеспечивающим безопасность, относятся: система правил, которая выросла из практики, приезд координатора на место проведения проекта до того, как там окажутся дети, наличие доктора на программе, скомплектованная аптечка, обучение инструкторов по курсу первой помощи, страхование от несчастного случая, выбор базы отдыха, где минимум посторонних людей, малая группа детей (20-30 человек) и 6-8 человек взрослых (не менее одного взрослого на 5 детей), договор с автотранспортной компанией (автобусы оборудованы ремнями безопасности), подготовка инструкторов по авторской программе (основанной на принципах педагогической поддержки, тьюторских технологиях), проведение родительских собраний до программы и после, возможность у родителей лично познакомиться с людьми, которые будут общаться с детьми на проекте.
2. Безоценочность. Этот принцип реализуется благодаря отсутствии соревновательности в играх и творческих мероприятиях. "Ты важен здесь и сейчас, такой, какой ты есть. Ты уникален, и этим ты прекрасен. Давай познакомимся с твоими особенностями - в нашей команде важен любой участник. В тебе есть то, что делает тебя незаменимым для команды, и именно это необходимо для достижения результата "игры", - так думает команда инструкторов, это мы стремимся донести до участников программы.
3. Командность. Главное отличие команды от коллектива - это наличие (если говорить о команде) у группы участников общей внешней цели. Мы стремимся согласовать с участниками проекта наши цели (обязательным событием в первый день является разговор об ожиданиях) Кто, за чем приехал, и чем мы, команда, умеем и желаем поделиться с участниками. В ходе программы предусмотрены игры на командообразование, и, хотя участники делятся на малые группы (5-6 человек), у каждой из которых есть собственная цель, – они объединены общей целью, только идет к ней каждая своим путем (разный уровень сложности прохождения заданий, испытаний). Главное - участники получают опыт командного взаимодействия, опыт совместного достижения цели. В каждой программе предусмотрены игры и упражнения с использованием технологий "веревочного курса", коммуникативные и командообразующие упражнения в игровом исполнении. Инструкторы подготовлены по этой технологии, имеют опыт навески, страхования, умелого разговора в ходе прохождения упражнений.
4. Принцип педагогики поддержки. Педагогическая поддержка — это деятельность педагога, направленная на развитие свободоспособности ребенка. Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации.
5. Игровые технологии. В каждом проекте присутствует либо сюжет, который лежит в основе всей программы, либо отдельные игры (ролевые, командные, сюжетные). Еще А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..." "Игра, ее организация - ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это школа общения для ребенка". (Б. Никитин "Ступеньки творчества"). Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. Мы используем игру – в первую очередь, как путь к сердцу ребенка, как способ поговорить об общечеловеческих ценностях на "его языке".
6. Развивающее пространство. Технология открытого образования. Используя тьюторскую терминологию, "создание изобильной среды". В состав команды по теме проекта подбираются люди соответствующей квалификации (экономист, художник, музыкант, опытный турист, тренер по конному спорту и т.д.). В ходе подготовки к проекту закупаются необходимые методические материалы (карты, игры, инструменты, книги, снаряжение). Подбирается музыка по теме проекта, декорации. Приглашаются узкие специалисты с мастер-классами по теме проекта. Если игра связана с экономикой – то в проекте участвуют люди с опытом ведения самостоятельного бизнеса, или с финансовым образованием. Если музыкальный проект – реальные исполнители, музыканты, композиторы.
7. Свобода выбора. В ходе программы участник имеет возможность выбирать то или иное занятие. Имеет право не принимать участие в мастер-классе или игре, если ему не интересно. Имеет право на уединение. Имеет право предложить свой вариант игры, занятия, мастер-класса.