Центр детского отдыха "Компунет" Екатеринбург
 
COPY TO CLIPBOARD SELECT ALL

Ты лучший! А что дальше?

Наша жизнь наполнена соревнованием... Послушать телевизор, игру на детской площадке, разговор родителей с детьми по дороге домой из школы... Сравнение: Смотри, у него как получается? А у нее? Кто быстрее, кто умнее. Кто самый-самый? На наш призыв дети устремляются вперед. Дни наполнены оценками, особенно школьные, и никуда из этой системы не выбраться. Так росли наши родители, так мы воспитываем своих детей. А если представить себе такую картинку - наш ребенок лучший. Вот он стоит на пьедестале. Или на вершине возведенной горы  (вымышленная гора успеха, к которому мы его не осознано подталкиваем). Просто представьте себя на этой вершине: "Что он чувствует? Там? На вершине?"  Такой вопрос задала я в беседе с родителями одной престижной школы нашего города. В ответ сначала образовалась тишина. Затем несмелый голос произнес: "Он чувствует одиночество", потом добавил другой голос: "Страх". Так и есть. Ему там страшно и одиноко. Страшно, потому что удержаться на пике не так то просто и придется либо забираться выше, либо упасть вниз. Одиноко - потому что "я же лучший". Все остались позади. Разве такой результат нас устраивает? Разве этого мы добиваемся для своих детей? Далее, если продолжать представлять себя на этой вершине, следует - чтобы остаться наверху мне придется неустанно продолжать движение вверх, а это требует постоянного приложения сил, либо, оставшись на месте, опустить тех, кто приближается ко мне. Опустить легче. Что и происходит часто в детских коллективах, где очень высокая конкуренция и соревновательность. Особенно если дети меряются "машинами родителей" и "марками сотовых телефонов". Опускание выглядит как принижение достоинств других детей, зависть, и радость чужим неуспехам. Еще один фактор всплывает в таком общении - долго удержаться на вершине я тоже не могу, поэтому через какое-то время устаю и начинаю просто злиться. Возникает агрессия: "Отстаньте вы все!!!"- можно так описать это чувство. В жизни мы просто наблюдаем "обзывалки", насмешки, даже драку. Не понимают родители и педагоги - приличные семьи, культурные родители, откуда в детях столько негатива? Выходит, что система оценочности и соревнования в школах, детских коллективах порождает эти эмоции. Но мы продолжаем движение по этому замкнутому кругу. Задаем вопросы, недоумеваем, тестируем детей, консультируемся у психологов, проводим тренинги. А наши призывы "будь первым!" остаются в системе воспитания. Что можно изменить в этом кругу? Наше желание видеть детей успешными, целеустремленными естественно и закономерно. На этом пути, вместо лозунга "будь лучшим", мы можем их поддерживать своей верой в их успех: "Я в тебя верю! Я горжусь тобой", "Я радуюсь твоим успехам!" Наши счастливые глаза, наш искренний интерес к их стремлениям и результатам -дает им силы и уверенность в себе. Желание двигаться вперед.
Статьи