Центр детского отдыха "Компунет" Екатеринбург
 
COPY TO CLIPBOARD SELECT ALL

Образовательное путешествие

«Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся.»

 

Времяпровождение или познавательный процесс?

94d181fd2455_Москва.jpgИз моих школьных экскурсий помнится поездка с одноклассниками  в Москву. Предвкушение  путешествия в поезде (3 дня!!), Москва! Столица! Это было  в далеких 80-х. Неделя ноябрьских каникул. Жили мы где-то за 100 км от Москвы (г. Дедовск)  в здании школы-интерната, по  20 человек комнате.. Каждое утро нас забирал автобус и вез на экскурсии… 

Я, честно говоря, ни одной экскурсии толком не помню, разве что название - Коломенское.  Запомнилось шумное метро, обед в кафе на Калининском проспекте... Но от поездки больше всего осталось воспоминаний от вечеров в интернате, когда мы общались с ребятами из других городов, пели песни под гитару, влюблялись (нам было по 15 лет)... записывали адреса... и обратная дорога домой. В нашем вагоне ехали ребята из соседней области, они возвращались с математической олимпиады. Меня удивил один мальчик, мой ровесник,  который рассказывал очень интересные истории, рассуждал о математических формулах и  играл на гитаре Окуджаву (я тогда и не знала о таком поэте).

Вопрос - зачем педагоги  берут на себя такую нагрузку - везти группу школьников в Москву или Санкт-Петербург? Ответ обычно однозначный –«показать город, познакомить с культурой». Но, зачастую, формат экскурсий, организация поездки не соответствует этому запросу и  «знакомство» с городом, историей и культурой  оставляет желать лучшего.


Время диктует свои условия и лет 20 назад идея «полезных9243.jpg путешествий» оформилась в технологию, которая называется  «образовательное путешествие». Думаю, у талантливых педагогов во все времена  эта «технология» имела место. Настоящий педагог всегда заинтересован в том, чтобы познавательный результат состоялся, а уж  сгенерировать  форму подачи материала, найти эту ниточку, которая привяжет внимание ученика, подбросить тот самый «клубок» ниток, который поведет ребят по тропинке познания – за этим дело не постоит.

Многие работники образования (министерство, директора школ, завучи по учебной работе и просто учителя – предметники) сегодня озабочены  «низкой мотивацией  учащихся к учебе, отсутствием должного интереса к истории своей Родины и, как следствие, слабые знания по истории». Возможно,  поэтому, сегодня достаточно  широко распространена форма организации поездок, экскурсий в виде «образовательного путешествия».

«Образовательное путешествие - это эффективный способ познания  мира культуры и уникальный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности. Целью образовательного путешествия является освоение учащимися определенных закономерностей культуры, активное постижение историко-культурного, социального опыта цивилизации».

Итак, цель определена. В принципе, она не отличается от той цели, которую ставили перед собой  педагоги, которые отправлялись с нами в путешествие.

В чем же принципиальное различие обычной организованной экскурсии от «образовательного путешествия»?

Личностный подход, предварительная подготовка к «экскурсии»,Бал во дворце соединение материала, с которым знакомятся дети, с образовательным запросом (то есть, полученная информация должна быть вписана в школьную программу, будь то история, МХК, литература) и обязательно соответствует возрасту. А если «путешествие» превращено  в увлекательный квест по улицам города, по залам музея, (реальным или виртуальным) – то можем себе представить, как непринужденно необходимый материал уложится в сознание учеников.

В центре «Компунет» именно так подходят к организации «образовательных путешествий». Немаловажно и то, что команда педагогов (инструкторов) учитывает систему принципов «Компунет» и максимально обращает внимание на  организацию безопасности во время поездки в чужой город. Это питание, условия проживания, перемещение в транспорте, активные игры между экскурсиями, режим нагрузки физической и эмоциональной.

7DhCZTRWj90.jpgНапример, во время поездки в Санкт-Петербург специально запланированы дни и время, когда ребята малыми группами (3-5 человек) имеют возможность просто погулять по набережной Невы, чтобы пообщаться друг с другом, с педагогом, осмыслить и «переварить» полученную накануне информацию (накануне предусмотрена поездка в музей и т.д.). Это важно для детей.

Не бегом-бегом  - это похоже, как если мы быстро съедаем большой объем пищи - все упало - но не переварилось. Или мы не спеша, вкушая, потребляем что-то редкое, утончено вкусное – как японский ролл с пятью начинками… Мы должны ЭТО распробовать. Так и дети во время экскурсии, во время знакомства с историческим пластом, с объектом культурного наследия должны «распробовать». Тогда будет «познавательный» эффект. Усвоится все, что мы запланировали.

Образовательное путешествие с центром «Компунет» - это включенноеeqUC4pndq4s.jpg внимание и детей и педагогов в процесс. И всегда работа с отношениями внутри группы. Для школьников, для класса, который оказался вне учебной деятельности очень важен эмоциональный фон. Ведь такой опыт наши дети в школе практически не получают. Когда каждый день приходишь в школу, садишься за парту, видишь в соседнем ряду Петю или Олю, но не разговариваешь с ними, можно их вообще не заметить (ведь в школе мы общаемся только с подругой или другом). А в поездке, в гостинице мы целый день поневоле общаемся и с Петей, и с Олей, – как это общение превратить в конструктивный обмен информацией, и более того, - создать ситуации, после которых рождается уважение друг к другу, интерес, желание вместе что-то делать и достигать вместе цель. Такую задачу ставят перед собой координатор программы и команда во время «образовательного путешествия».

dsc_1050.jpg

Мы называем поездку в Казань или Санкт-Петербург или любой другой город нашей страны - программой развивающего отдыха.  При организации такой поездки (программы) учитываются все принципы «организации программ», которые как раз и отличают центр «Компунет» от других туристических фирм, агентств и компаний, предлагающих аналогичные экскурсии.


Статьи