Центр детского отдыха "Компунет" Екатеринбург
 
COPY TO CLIPBOARD SELECT ALL

Игропрактика

«Игра, как много в этом звуке

для сердца детского слилось,

как много в нем отозвалось!»

Вольная трактовка А.С.Пушкина

Ролевая игра, сюжетная игра, деятельностная игра, квесты живого действия. Что это такое? Чем отличаются? Хочу сказать, что экспресс-обзор многих источников не дал однозначного определения. Не стандартизированы эти понятия, и сама деятельность в области ИГРЫ не является пока официально признанной.

Разные игровые лаборатории, творческие коллективы для обозначения одних и тех же действий и понятий применяют разные слова. Не претендуя на однозначность, приведу те термины, которые используются в нашей команде, и в дальнейшем, будут использоваться на нашем сайте и в наших группах в социальных сетях.

ИГРА - жизнь в пространстве условностей и ограничений, принятых и удерживаемых свободно, осознанно и ответственно (Ключевые параметры Игры).

Сюжет - «Это виртуальная предыстория игры. Историческое событие или фрагмент литературного произведения, которые положены в основу замысла данной игры. Сюжет определяет, что было в игровом мире до начала игры, основные черты игровых миров, примерный состав ролей, необходимых в данной игре» Петр Шилов, г. Казань.

Сюжетно - динамическая ИГРА - игра в смоделированном мире, где большую часть времени участники (дети или взрослые) проводят в каких-либо динамичных, обычно групповых, упражнениях. Часто препятствия моделируются упражнениями из "Веревочного Курса". Сценарии и сюжеты могут быть очень разными от пиратов до заброшенного замка, от сталкерской зоны до поимки диверсантов. Игра может быть на реальной местности. Зачастую заказчик ставит задачу наладить среди участников коммуникацию. Иногда закладывается соревновательный момент между командами.  

Ролевая ИГРА – игра с ярко выраженными ролями, приоритет имеет «отыгрывание» персонажа или ситуации. Пример: «Иван Васильевич меняет профессию», где выход из роли царя мог привести управдома к очень тяжелым последствиям.

Деятельностная Игра – игра, в которой приоритет имеет достижение ЦЕЛИ, как результата действий игроков, где можно играть самого себя. Пример – есть кинофильм «Новогодние приключения Маши и Вити», где двое московских школьников попали в сказку и решали ситуацию, не выходя из образа советских школьников, даже форма у них была соответствующая.

Стратегическая Игра или «Стратегия» - обычно продолжительная по времени (от 2 до 12 суток) игра, имеющая в себе множество целей, зачастую противоречивых, определенные дефициты. Предполагает серьезную умственную деятельность игрока по выработке собственных путей достижения глобальной (для персонажа) цели. На наших каникулярных проектах, как правило, в стратегическую игру включается все: и павильонки, и модули (словесные ролевые игры), и настолки, и сюжетные игры на свежем воздухе.

Образовательная игра – маркетинговый ход, т.к. все подобные игры являются образовательными. Любая игра несет какое-то новое знание или навык. (см. рефлексия в игре). Мы тоже пользуемся этим маркетинговым ходом, при этом в цель ИГРЫ закладывается большая часть образовательных материалов, как правило, новых для игроков, применительно к предметным или метапредметным дисциплинам.

По форме проведения игры у нас бывают словесные (модули), настольные, павильонные, полигонные – на природе, с большими игровыми пространствами.

Люди, которые занимаются играми.

Собственно, ИГРОКИ.Мастер игры ставит задачу.jpg

Игротехник (мастер Игры), человек, который проводит Игру

Игроконструктор (автор Игры), человек который разработал Игру.

Игропрактик – любой человек, практикующий ИГРЫ (с любой целью).

Есть еще две функции: игропродюссер – человек, который переводит «с русского на русский». Он общается с Заказчиком или сам является им и дает техническое задание разработчику Игры, принимает созданный шедевр и обеспечивает его проведение. По сути, в нашей компании такую функцию берет на себя руководитель проекта – координатор программы.

Вторая, не менее важная, функция – организатор рефлексии. Т.к. именно во время рефлексии достигается цель Игры. Без нее Игра – не более чем веселое или не очень времяпровождение. Эти функции иногда могут быть совмещены, но при этом может пострадать качество.

Цели наших игр.

Цель определяется потребностью ситуации или неким социальным заказом.

Когда мы планируем каникулярную игровую программу от 5 до 14 дней, то цель задается потребностями возраста (см. возрастная психология) или целевым заказом родителей (творчество, технотворчество, самостоятельность, иностранный язык, оздоровление, коммуникация и тд)

И в последнем случае родители, т.е. Заказчики, либо соглашаются с нашим предложением, либо ищут другую компанию или лагерь.

В случае коротких ИГР – от несколько часов до суток - цель задается непосредственным Заказчиком. Это может быть родительский комитет или классный руководитель класса (для школьников). В случае ИГР для взрослых Цель задается руководителем компании или другим уполномоченным лицом. И цель может быть очень разной - от повышения лояльности к руководству до генерации новых решений в условиях кризиса. Подробнее см. статью «Вы можете провести корпоратив?».

Рефлексия в ИГРЕ. Это именно та часть процесса, которая помогает достичь ЦЕЛИ Игры. Именно во время рефлексии у участника происходит осознание каких-то моделей поведения, своих и чужих реакций, появляются и фиксируются озарения, открытия. Уровень проводимой рефлексии определяется возрастом участников и заданной целью. Если цель ставилась «поколбаситься», то и рефлексия идет на событийно-сюжетном уровне, без глубокого погружения.

Дабы не перегружать читателей ворохом информации, завершаю статью. Главная мысль в том, что Игропрактика - это не волшебство, но серьезная деятельность, граничащая с искусством, и с каждым годом она (Игропрактика) все больше входит в нашу жизнь, и знание основных принципов построения Игр поможет Вам сделать правильный выбор в достижении Вашей Цели.

Радий Кумаитов 14 февраля 2015 г.     

Радий Кумаитов
директор
Статьи